ФСК ЕЭС внедрила инновационную систему защиты кабельных сетей Московского энергокольца
23 января 2020
Россети ФСК ЕЭС ввела в промышленную эксплуатацию инновационную систему селективного автоматического повторного включения кабельно-воздушных линий (САПВ КВЛ) на одном из участков Московского энергокольца – КВЛ 500 кВ «Западная – Очаково».Внедрение этой разработки повысит стабильность столичной энергосистемы в целом, а также надежность электроснабжения потребителей юго-западных и западных районов Москвы и Московской области. Система разработана в рамках реализации программы НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС», специалистами АО «НТЦ ФСК ЕЭС» и ОАО «ВНИИР».
КВЛ состоят из воздушных и кабельных участков, соединяемых на переходных пунктах. Как правило, такие линии применяются в крупных городах и при строительстве ПС закрытого типа. В Московском регионе ФСК ЕЭС эксплуатирует 16 КВЛ общей протяженностью около 700 км. В том числе такие ЛЭП входят в состав Московского энергокольца 500 кВ, объединяющего девять центров питания.
КЗ на воздушных ЛЭП 110 кВ и выше в большинстве случаев самоустраняются. Поэтому после отключения поврежденного участка на время, необходимое для деионизации перекрытого дугой промежутка, вновь может быть подано напряжение. Для обеспечения этого в составе систем РЗА КВЛ реализовано автоматическое повторное включение (АПВ) без предварительного определения поврежденного участка КВЛ. Однако при повреждении на кабельном участке линии срабатывание АПВ нежелательно, поскольку это может привести к дальнейшему распространению повреждения оборудования и, как следствие, к увеличению негативных последствий аварии.
Особенностью разработанной системы является возможность ее применения на КВЛ сложной конфигурации (имеющей до 4-х кабельных участков) или на 4-х КВЛ, имеющих по одному кабельному участку. При этом интеллектуальная система САПВ КВЛ, обладая абсолютной селективностью, способна в момент отключения точно определять место повреждения и запрещать либо разрешать автоматическую повторную подачу напряжения на КВЛ в зависимости от того кабельный, включая кабельные муфты, или воздушный участок линии поврежден. Это позволяет сократить время простоя КВЛ без напряжения, а также снизить время и стоимость ремонтных работ.
Пилотный проект системы САПВ КВЛ был успешно реализован в середине 2019 г. в Подмосковье на КВЛ 220 кВ «Бугры – Ока 1», «Бугры – Ока 2» и «Бугры – Приокская». Для данных КВЛ применена одна система САПВ КВЛ с установленным центральным модулем на ПС 220 кВ «Бугры».
Пресс-служба ПАО «ФСК ЕЭС»